Открытки из коллекции ЦМЖТ РФ
В 1996 году от бывшего начальника ПМС, главного инженера и начальника треста «Рекпуть», заместителя и начальника Главка пути, заместителя министра путей сообщения СССР, председателя Общества любителей железных дорог, почётного железнодорожника Сергея Афанасьевича Пашинина поступил в дар музею набор открыток, посвященных 60-летию создания путевых машинных станций. Сергей Афанасьевич являлся составителем набора открыток и автором сопровождающего к ним текста. Набор из шестнадцати открыток в обложке отпечатан в типографии И=издательства «Железнодорожное дело» в 1996 г. По изображенным на открытках машинам проследим историю развития техники и технологии применяемых на железных дорогах со времени основания первых ПМС.
В дореволюционной России постепенно формировалась система текущего содержания и ремонта железнодорожного пути, отвечающая требованиям безопасности и бесперебойности движения поездов. Строительством и организацией путевых работ на железной дороге занималась служба пути. В подчинении службы пути находились дистанции, которые делились на околотки, а те в свою очередь – на рабочие отделения.
В 1883 году издаются «Правила содержания и охраны железнодорожного пути». Согласно этим правилам, протяжение дистанции пути составляло не более 100 вёрст (1 верста = 1066,8 м.), околотка – 18 вёрст главного пути и ветвей или станционных путей, рабочее отделение ограничивалось 6 вёрстами, сторожевой обходной участок пути не превышал 1,5 версты. Начальниками служб пути и зданий, а также дистанций должны быть только лица, окончившие высшие технические учебные заведения. Действия линейных руководящих работников во время производства путевых работ регламентировались инструкциями и предписаниями. Околоток вверялся одному дорожному мастеру, рабочее отделение возглавлял артельный староста или бригадир. Путевые работы почти целиком базировались на ручном труде.
Продолжение следует…